История Пикника, как и
история большинства групп, стартовавших
в 70-е и благополучно переживших это
десятилетие, запутанна и полна
противоречий. Если какой-нибудь
исследователь питерского рок-н-ролла
в один прекрасный день отважится
изобразить на бумаге корни и ветви его
генеалогического древа, он, без сомнений,
придёт в отчаяние, обнаружив, как они
длинны и тесно переплетены. Достаточно
заметить, что существующий сегодня
Пикник на сто процентов отличается от
группы, впервые взявшей это имя в марте
1979.
Впрочем, история группы началась
гораздо раньше. Лидер, певец, гитарист
и автор всего нынешнего репертуара
Пикника Эдмунд
Шклярский (Дата рождения: 26.09.55 в
Ленинграде) вырос в семье с крепкими
музыкальными традициями (один из его
двоюродных братьев, Ярослав, кстати,
был соло-гитаристом хорошо известной
в начале 70-х группы 2001), увлёкся музыкой
в школьные годы, легко освоив гитару и
фортепьяно, музицировал в семейном
квартете, однако, знакомство с рок-музыкой
отвратило его от академической карьеры.
Весной 1973 Ярослав познакомил Эдика со
второкурсником ЛГУ Борисом Гребенщиковым
и его другом Анатолием Гуницким (их
Аквариум
в ту пору существовал, скорее, как идея
и репетировал на точке 2001), но после
нескольких репетиций он решил
идти своим путём.
Тем же летом
Шклярский поступил в Политех (где испокон
веку были сильны традиции студенческой
самодеятельности и буйным цветом
расцветала местная рок-сцена), и в конце
1974 организовал там свою первую группу
Удивление.
Следующей весной Удивление приняло
участие в III Фестивале политеховских
групп "Весенние Ритмы", получив
специальный приз жюри за песню Шклярского
"Дилижанс" - вопреки господствовавшей
моде, которая ценила приближённое к
оригиналу исполнение западных хитов
выше, чем собственное творчество, он с
самого начала хотел петь по-русски и
только свои песни.
А немногим раньше,
весной 1972, в одной из школ Петроградской
стороны на свет появилась группа Орион,
которую организовал восьмиклассник
Евгений Волощук. Два года спустя к ней
присоединился сильный певец Алексей
Добычин, который сочинял собственные
(причём, вполне зрелые) песни и тоже был
студентом Политеха. Под влиянием его
пропаганды, по окончании школы двое
участников Ориона последовали его
примеру.
В середине семидесятых
группы из Политехнического Института
славились на весь город. Из его стен
вышли Возрождение, Медный Всадник, Лель,
Лесной Проспект, ХХХ Век, Калейдоскоп,
Восхождение и, по меньшей мере, ещё два
десятка команд, названия которых сегодня
принадлежат лишь истории. Раньше или
позже, музыканты Ориона и Удивления
неизбежно должны были пересечься и
познакомиться, а в январе 1977, после того
как участники последних в преддверии
диплома забросили гитары и барабаны,
Шклярский стал пианистом Ориона, с
которым добился лауреатства на пятых
"Весенних Ритмах". Увы, заслуженного
приза в виде поездки в одну из стран
народной демократии (ГДР или Польшу) им
так и не дали, что заметно охладило
эмоции, поэтому с началом каникул альянс
распался.
В следующем сезоне Шклярский
попытался собрать новую группу, в которую
должны были играть бывший барабанщик
ОРИОНА Али Бахтияров (р.7.10.54 в Ленинграде)
и бас-гитарист ещё одной группы из
Политеха Нижний Бmta (к слову, будущий
основатель Странных
игр) Виктор Сологуб, однако, этот
в принципе любопытный триумвират так
и не пошёл дальше репетиций.
Между
тем, Орион продолжал колесить по городу
и области, медленно, но верно набираясь
опыта и профессионализма, однако, в
середине 1978, после закончившейся для
группы плачевно поездки в Новгород
(местные чиновники прислали в институт
жалобу на "идеологически вредную"
группу, как тогда говорили, "накатали
телегу", что повлекло за собой
официальный запрет на само название
Орион), были принуждены расстаться.
Руку
помощи им протянул студенческий театр
Политеха, который в те годы поставил
несколько интересных и достаточно
смелых спектаклей (включая сценический
вариант повести тогда ещё начинающего
Александра Житинского "Глагол
инженер"). Осенью 1978 театр начал работу
над одним из своих наиболее честолюбивых
проектов - музыкальным спектаклем по
мотивам "Слова о полку Игореве" -
для чего ему срочно понадобилась
полноценная группа. В её первоначальный
состав вошли трое бывших участников
Ориона: Алексей Добычин, вокал, Евгений
"Жак" Волощук, бас и Сергей
Омельниченко, гитара, а также саксофонист
- флейтист Николай Михайлов и опытный
барабанщик Александр Мацков - экс-Мания,
Радуга и т.д.
В декабре 1978 группа
вместе с театром побывала на конкурсе
студенческой самодеятельности в Москве.
Незадолго до этого Мацкова за барабанами
сменил Александр Кондрашкин, до этого
имевший только скромный опыт игры на
пригородных танцплощадках (в т.ч. с
группой ZA), но исключительно эрудированный
и готовый к любым экспериментам
музыкант.
Как и следовало ожидать,
театральные рамки оказались для группы
узки, и когда в преддверии "Весенних
Ритмов 79" встал вопрос о новом названии,
кто-то вспомнил недавно читанную повесть
братьев Стругацких "Пикник на обочине".
Предложение было принято, но окончание
фразы сразу отвалилось. Так,
в марте 1979 на свет появился Пикник.
10
апреля 1979 Пикник, состав которого усилил
однокашник Михайлова по музыкальному
училищу и флейтист группы ВТторник Юрий
Данилов, вместе с Зеркалом и Какаду
сыграл в ДК "Энергетик", а 13 мая
официально дебютировал в родном Политехе
как Пикник. Встретив там крайне тёплый
приём, он вскоре расстался с театральными
подмостками, и на протяжение следующих
двух лет был одним из самых активных
участников рок-андерграунда, регулярно
играя на сэйшенах, в пригородных клубах
(Рахья, Мурино, Горелово) и т.п.
Репертуар
Пикника в эти годы опирался, главным
образом, на песни Добычина и Омельниченко
- энергичные рок-н-роллы, блюзы или бит
с симпатичными мелодиями и рефлексивными
текстами в традициях популярной Машины
времени(несколько номеров этого
периода сохранилось в записи на дебютном
альбоме Пикника
"Дым".
К началу восьмидесятых
Пикник из клуба в поселке Горелово, где
вызревал его творческий метод переместился
в город, по пути сменив ещё несколько
танцплощадок и продолжая собирать
подходящих музыкантов: в сентябре 1979
ушедшего в Мираж (не тот!) Кондрашкина
сменил Александр Евсеев, а его в канун
Нового 1980 Года - знаменитый Николай
Корзинин, а затем Пётр Трощенков; весной
1980 в Пикнике промелькнул будущий
основатель Алисы,
клавишник Павел Кондратенко, которого
вскоре сменил уже взрослый преподаватель
музыкальной школы Алексей Мальков;
наконец, по осени 1980 в группу пришёл
ветеран сэйшенов 70-х, бывший участник,
как минимум, десятка групп вокалист
Михаил Панаев, а место Трощенкова ещё
месяца на четыре, прежде чем снова уйти
- на этот раз, в Аквариум - вторично занял
Кондрашкин. Звукооператором группы в
эти годы был Михаил Шепелев, тоже бывший
участник Ориона.
В начале 1981 участники
Пикника приняли деятельное участие в
организации Ленинградского Рок-клуба.
Именно они 7 марта 1981 открывали самый
первый концерт клуба на сцене ЛМДСТ; 5
мая - вместе с другими звёздами Рок-клуба
первого созыва - удачно выступили на
мини-фестивале в ДК "Невский",
однако, три месяца спустя группа по сути
дела распалась, когда её один за другим
покинули шесть из девяти тогдашних
участников.
Собственно, на этом
заканчивается история оригинального
Пикника, однако, начинается история
Пикника современного. Что же до ветеранов
его первого состава, то Коля Михайлов
вошёл в Совет Рок-клуба, а с 1982 по 1988 был
его бессменным президентом; Данилов в
декабре 1981 стал сооснователем Тамбурина,
где играл до 2005; Омельниченко ушёл в
Орнамент, а позднее занялся менеджментом;
Трощенков и Кондрашкин в разное время
прошли через Аквариум - Пётр впоследствии
играл в Заповеднике, Трилистнике и со
своим проектом Троп, а Саша во эпоху
Рок-клуба был, пожалуй, самым интересным
и активным барабанщиком города, оставив
следы в Тамбурине, Странных Играх,
Джунглях, Чиж и Ко и др.
К сожалению, весной 1994, получив во время
гастролей в Германии серьёзные травмы,
он оставил музыку, а в июле 1999 умер от
инсульта, вызванного их последствиями.
Шклярский
тоже стал членом Рок-клуба с первых дней
его существования, но как участник
группы Лабиринт, которую в 1976 собрал
гитарист Александр "Сава" Савельев.
Как и Пикник, Лабиринт без устали колесил
по клубам и танцплощадкам области,
исполнял собственный материал и распался
летом 1981.
В конце того же августа
Шклярский и Савельев объединились под
названием Пикник с Волощуком и Добычиным.
Трощенков поначалу остался в составе,
но в ноябре сменил в Аквариуме Кондрашкина.
Обновлённый Пикник дебютировал на сцене
28 ноября 1981 в концерте с Россиянами.
В
марте 1982 Пикник выступил на годовщине
Рок-клуба (на этот раз у них барабанил
Виктор Морозов из Мифов), а в мае на
открытой площадке в парке "Екатерингоф"
(в то время "30-летия Комсомола") при
участии Бахтиярова. Именно на этих
концертах группа впервые продемонстрировала
публике свою программу "Опиумный
Дым", которая открыла Эдмунда Шклярского
как одного из наиболее сильных и
неординарно мысливших авторов тогдашней
рок-сцены. "Опиумный Дым" не мог не
привлечь внимания Андрея Тропилло, на
студии которого в Доме Юных Техников
на Охте магнитофонная плёнка детально
фиксировала всё то лучшее, что появлялось
в питерском рок-н-ролле. Альбом "Дым"
(первое слово было снято из соображений
безопасности) увидел свет осенью 1982 и
в один момент разлетелся по стране, тут
же сделав Пикник знаменитым.
Методично
меняя барабанщиков (девятым в их списке
- в октябре 1982 - стал Леонид Кирнос и
неуклонно улучшая аппаратуру (в ту пору
её наличие считалось непременным
атрибутом крутой группы) Пикник медленно,
но верно поднимался в рок-клубовской
табели о рангах. Савельев к началу 1983
оставил гитару и пересел за пульт, а в
марте, на фестивале Корабелки "Весна
на Лоцманской", с Пикником в последний
раз спел Добычин, который решил возобновить
свою научную карьеру.
К этому времени
стало ясно, что новый Пикник - прежде
всего, полигон для реализации музыкальных
идей Шклярского. В составе: Шклярский,
Волощук, Кирнос, Савельев (за пультом)
плюс новобранцы Вадим Лебанидзе (в
прошлом клавишник политеховской группы
Бриг) и гитарист Сергей Шепель Пикник
разделил третье место на I Фестивале
Рок-клуба в мае 1983. Тем не менее, и этот
этап в истории группы подходил к
концу.
Весной 1984, в период лихорадочной
подготовки ко II Фестивалю, в рядах
Пикника произошёл раскол, и группа,
фактически, прекратила существование:
Шклярский и Савельев, прихватив с собой
громкое название, ушли, а Волощук вывел
на фестивальную сцену в спешке собранную
группу, не без намёка назвав её Продолжение
Следует; увы, от её выступления в памяти
очевидцев остался разве что едкий как
слезоточивый газ дым, который пустили
его пиротехники, в считанные минуты
выгнав из зала все первые ряды!
Шклярский
и Савельев, между тем, подлили масла в
огонь, устроившись на работу в Ленконцерт,
официальную концертную организацию
города, что по тем временам рассматривалось
в рок-кругах как немыслимое святотатство.
К счастью, ортодоксами и догматиками
были не все, а Тропилло в том же году
помог Пикнику записать свой второй и -
по мнению ряда экспертов - лучший альбом
"Танец
волка", в котором
барочная хрупкость мелодий сочеталась
с изощрённостью арт-роковых аранжировок
и жёстким хардовым ритмом, а тексты
вызывали в памяти готические рассказы
Натаниэля Готорна и Эдгара По. В записи
альбома участвовали сессионные музыканты
- Виктор Сергеев и Сергей Воронин,
клавишные, Владимир "Вавила" Сизов,
бас (играл в Q 69) и Александр Фёдоров,
барабаны.
Следующие два года стали
для Пикника смутным временем: бесконечные
турне по стране в составе полуанонимных
филармонических ансамблей, в программу
которых от случая к случаю удавалось
вставить одну-две собственных песни,
откровенная травля в комсомольской
прессе - особенно в этом преуспели
московская "Комсомолка" и питерская
"Смена" - скептическое отношение
бывших соратников по подполью. Но Пикник
шёл своим, возможно, и не самым прямым,
но, безусловно, верным путём - и выжил.
В
феврале 1985 Пикник объединился с
Продолжением Следует (Волощук, бас,
Кирнос, барабаны, Виктор Евсеев, гитара,
бас, вокал и Кирилл "Кирон" Широков,
клавишные) но их энтузиазма хватило
лишь на одно эффектно театрализованное
выступление во Дворце Молодёжи, после
чего Продолжение кануло в Лету, оставив
в наследство Пикнику Евсеева на должности
бас-гитариста.
Формирование рабочего
состава закончилось лишь после того,
как в октябре 1985 в ПИКНИК пришёл
переехавший в Питер из Мурманска
выпускник тамошнего муз.училища Юрий
"Дональд" Ключанцев, саксофон,
клавишные, перкуссия, а в начале следующего
года вторым клавишником стал уже знакомый
по "Танцу Волка" Сергей Воронин -
бывший участник Pro Et Contra и Зеркала, ещё
одних рок-клубовских звёзд первого
призыва.
Опять-таки, вопреки канонам
жанра (хотя, признаться, не от хорошей
жизни) Пикник в этот период обходился
без барабанов (подходящего было не
найти, а случайных людей брать не
хотелось), играя под ритм-компьютер,
которым манипулировал Вадим Пономарёв.
Этот состав в 1986 записал третий альбом
группы "Иероглиф",
который составили песни, написанные в
период с 1984 по 1986. Два года спустя, когда
идеологические бастионы, наконец,
рухнули, этот альбом лёг в основу первой
пластинки Пикника, выпущенной московской
"Мелодией". Весной 1987 группа
нашла-таки своего барабанщика: с третьего
захода им стал Леонид Кирнос.
В
сентябре 1988 Пикник - впервые с рок-клубовских
времён - выступил с большими сольными
концертами и подтвердил свой статус
одной из наиболее популярных отечественных
групп. Начались интенсивные гастроли
по стране, Пикник несколько раз побывал
за рубежом, однако, в отличие от многих
героев рока 80-х, никогда не стремился
спекульнуть на "красной волне",
справедливо полагая, что его слушатель
живёт, скорее, в Купчино, нежели в Бронксе.
В 1989 свет увидел четвертый альбом Пикника
"Роддом Ниоткуда",
который стал знаком изменения музыкальной
ориентации группы - к менее тяжёлому,
но более динамичному и живому поп-року
(хотя в моду, напротив, входил хэви-метал:
многие группы спешно отращивали волосы
и рядились в заклепанную со всех сторон
кожу).
В январе 1989 Пикник чуть было
не развалился: вызванный популярностью
приступ персональных амбиции повлёк
уход Евсеева и Ключанцева, которые
собрали группу Замок Зо с покинувшими
при аналогичных обстоятельствах Алису
Андреем Шаталиным и Павлом Кондратенко.
Бас-гитару снова взял в руки ветеран
Сизов. В этом составе в сентябре 1989
группа выступила на рок-фестивале
журнала "Аврора", организованном
Александром Житинским и Андреем Тропилло,
показав там фрагменты своей новой
программы. В начале 1990, записав альбом
и сделав пару поездок, Замок Зо распался,
а Пикник вернулся к составу образца
1988.
В мае 1990 Пикник принял участие
в грандиозном концерте в СКК в память
о легендарной питерской группе Россияне,
которая распалась в 1984, при драматических
обстоятельствах потеряв своего лидера
Жору Ордановского. Тогда же был записан
(хотя вышел два года спустя) альбом
"Харакири",
в котором Шклярский смешал готические
образы "Танцы
волка"
с восточными образами и сюжетами.
Савельев
к этому времени стал директором группы.
Позже он передал свой пост другому
бывшему музыканту Пикника, Али Бахтиярову
(вот любопытная закономерность!), а чтобы
заполнить вакуум в сценических
аранжировках, в Пикник был приглашён
гитарист Андрей Мерчанский. Он отыграл
в Пикнике до весны 1994, а потом покинул
музыку и эмигрировал в США. Единственной
изданной в этот период работой группы
стал выпущенный на пластинке и
компакт-диске "Коллекционный Альбом",
представлявший лучшие номера из её
репертуара за 1982-1990.
Казалось, Пикник
обречён на судьбу многих групп, пик
расцвета которых пришлись на времена
магнитоиздата и последовавшей за ними
эйфории конца 80-х, однако, он и тут удивил
всех, найдя способ изменить устойчивый
стереотип восприятия своей музыки как
повода для ностальгии по временам
рок-н-ролльного братства, подпольных
сэйшенов и дешёвого портвейна.
Изданный
после длительной паузы фирмой Aura альбом
"Немного
огня" (1995) уверенно подтвердил,
что мелодический дар Шклярского с годами
не скудеет, а его способность вписывать
свои песни в актуальный музыкальный
контекст, не меняя в них ни единой ноты
и не изменяя своему узнаваемому стилю,
достойна доброй зависти и восхищения.
Не
обошлось и без потерь. Осенью 1994 в
автокатастрофе погиб барабанщик, а
затем директор группы Али Бахтияров. В
августе 1996 Пикник вторично оставили
Евсеев и Ключанцев. Первый из них занялся
студийной работой и преподаванием
вокала, а второй стал участником группы
Русский Музей. На этот раз, их место
занял неизвестный до этого в рок-сообществе
Александр Рокин. В том же году вышел
очередной (восьмой или девятый - если
считать коллективный сборник "Вампирские
песни",
в котором песни Пикника занимают
центральное место) альбом "Жень-Шень".
Параллельно компания Aura начала переиздание
музыкального архива группы (символично,
что альбомы Пикника с песнями
Шклярского-автора оформлены, как правило,
иллюстрациями Шклярского-художника).
Во
второй половине 90-х Пикник продолжал
успешно выступать и записывать новые
альбомы, а их ежегодные соло-концерты
7 марта, в годовщину открытия Рок-клуба,
стали доброй традицией. В 1997 Aura выпустила
альбом "Стекло".
Через год за ним последовала
экспериментальная электронная работа
"Пить электричество"
(вышла под вывеской Пикник & Секта
Мо), а в 1999 итоги двадцатилетней истории
группы резюмировал сборник "The
Best".
Между тем, 30 января 1998 в бывшем
помещении Рок-клуба на Рубинштейна, 13
(где в ту пору изредка происходили
различные музыкальные акции) состоялся
ностальгический концерт "старого"
Пикника (Добычин, Омельниченко, Волощук
и Михаил Соловейчик, ещё один ветеран
Ориона 70-х). Практически тот же состав
участвовал и в ретро-программе "Старый
Рок под Новый Год", которая была
показана в декабре 1999 в ДК Дзержинского.
В
1999 Рокина, который занялся звукорежиссурой,
сменил новый бас-гитарист Святослав
Образцов, в 70-х игравший с группами
Прайд, Ладиринт и Союз Любителей Музыки
Рок.
В начале 2001 Шклярский решился
на ещё один любопытный эксперимент,
объединив на сцене Пикник с украинским
струнным оркестром из Запорожья. 4 марта
в Запорожье состоялась премьера этой
программы, причём, несколько песен (в
т.ч., "Настоящие дни", "Романс",
"Глаза очерчены углём", "Ночь",
"Там, на самом на краю земли", "Мы
как трепетные птицы" и "Великан")
были записаны для предполагавшегося
концертного альбома. 15 марта программа
была презентована в Петербурге.
26
марта 2001 компания Grand (сменившая в
качестве издателей Пикника Aura Records)
выпустила новый альбом группы "Египтянин",
в основу которого лёг материал, накопленный
за три предыдущих года - в число его
лучших песен, помимо заглавной, вошли
"Миллион в мешке", "Ни твоё, ни
моё", а также "Фиолетово-чёрный".
Последняя, кстати, дала идею названия
сборнику, почти одновременно изданному
Real Records. То же название носила и программа,
показанная ПИКНИКОМ 12 октября 2001 в
питерском ДК Ленсовета. Для песни
"Египтянин" был изобретён специальный
"ново-египетский" инструмент, а
для песни "Фиолетово-чёрный" -
фирменный пиротехнический знак. Осенью
свет увидел ещё один сборник: на этот
раз, Grand признавая значение группы,
включив подборку её песен в свою
"Энциклопедию Русского Рока".
Год
2002 был отмечен появлением Пикника в
теле-шоу "Последний Герой" (с песней
"Говорит и показывает"), выходом
альбома "Чужой" (его
составили пять новых и пять ранее не
издававшихся песен разных лет), первым
визитом в Израиль и представлением
программы "Дикие Игры" на рок-фестивале
в Раменском. В сентябре Пикник отметил
двадцать лет со дня выхода альбома
"Дым", дав концерты в Москве
("Меридиан") и Питере ("Юбилейный")
- для участие в них были привлечены
экс-саксофонист Наутилус
Помпилиус Алексей Могилевский,
известный ситарист Сергей Гасанов и
театр "Wasil Brothers" - а поклонники
преподнесли группе подарок в виде
названной её именем звезды.
Следующей
зимой Пикник нанёс визит в Германию;
вскоре после этого вышел альбом "Говорит
и показывает", презентованный на
легендарной сцене МХАТ. На песне "Серебра"
был опробован ещё один экзотический
инструмент - на этот раз, световой. К
сожалению, работа группы оказалась
прервана тяжёлой болезнью Славы
Образцова, который умер от рака 7 августа
2003.
Жизнь, однако, на этом не
остановилась, и той же осенью в Пикник
пришёл бас-гитарист Марат Корчемный
(р.23.10.67 в Липецке); до этого он играл в
нескольких липецких групп. Новый состав
был опробован на альбоме "Тень
вампира", записанном Пикником
при участии их старого почиатателя
Вадима Самойлова из Агата
Кристи - его имя даже было вынесено
на обложку. Тексты двух песен альбома
принадлежали перу дочери Шклярского
Алине - она же, кстати, стала соавтором
биографии Пикника, в 2003 опубликованной
издательством "Нота-Р" (составитель
Алексей Рыбин).
Культовый статус
группы был подтверждён изданием
трибьют-альбома (2003), который подготовила
Мистерия Звука: песни Пикника на нём
исполнили разные по возрасту, стилю и
географии Торба-На-Куче,
Замша, Павел Кашин, Настя
, Ольга Арефьева, Юлия Теуникова и
т.д.
На песню из "Тени" "Не
кончается пытка" студия "Муха"
сняла интересный клип, а Шклярский как
истинный изобретатель и рационализатор
придумал ещё один новый инструмент,
этакое подобие арфы, одеваемой на голову
танцовщицы. Примерно в то же время с
Пикником начала выступать скрипачка
из Липецка Ирина Лаврина, что привнесло
в сценические аранжировки песен группы
новые краски.
К концу 2004 Пикник
закончил работу над своим следующим
альбомом, одна из песен которого,
"Королевство Кривых", дала заглавие
детективному телесериалу (режиссёр
Александр Якимчук), показ которого на
канале НТВ начался 3 мая 2005. На подходе
- выпуск DVD (концерт 22.09.02), опыт акустической
программы (в московском ЦДХ), а также
персональная выставка живописи Шклярского
(там же).
В 2008 году вышел очередной
альбом группы Железные
мантры.
История продолжается.
|