Самая
старая грампластинка датируется 1860
годом, это народная песня, запись которой
сделал французский изобретатель Эдуард-
Леон Скотт де Мартенвиль, при помощи
устройства, которое он назвал
«фоноавтограф». Этот прибор процарапывал
дорожки на листе бумаги, который был
специально вычернен при помощи дыма от
масляной лампы.
Практически
одновременно научно обосновали принципы
записи звука на барабан и его последующее
воспроизведение француз Шарль Кро и
американский ученый Томас Эдисон. В
1877 году Томас Эдисон запатентовал
прибор, который назвал фонограф.
В
этом приборе звук записывался на
цилиндрическом валике, который был
обернут бумажной лентой покрытой слоем
воска или оловянной фольгой при помощи
иглы, связанной с мембраной. Игла
вычерчивает на поверхности фольги или
воска винтовую канавку разной глубины.
Но его цилиндры не получили распространения,
ввиду сложности воспроизведения звука
и быстроте изнашивания валиков.
Спустя
десять лет, в 1887 году немецкий инженер
Эмиль Берлинер решил использовать в
качестве носителя диск. Он опробовал
изобретение Шарля Кро, заменив валики
дисками.
При
помощи таких металлических дисков –
матриц можно было тиражировать копии.
С
помощью такой копии можно было сделать
целый тираж. Для записи звука Берлинер
изобрел специальный аппарат - рекодер,
а для воспроизведения звука граммофон.
Патент
на граммофон он получил 26 сентября 1887
года.
Само
же понятие «виниловая пластинка»
появилось уже после Второй мировой
войны, когда крупнейший производитель
пластинок «Колумбия» создал технологию
пластинок, основой которой являлся
новый материал - винилит. Благодаря
этому материалу, а также технологиям
уплотнённой записи, микро канавок и
сниженной скорости воспроизведения и
появились виниловые пластинки с целыми
альбомами исполнителей.
Особым
революционным этапом развития виниловой
пластинки стал 1958 год. Тогда лабораторные
исследования выдали довольно интересный
результат, который и был немедленно
введён в производство. Технология
заключалась в том, что звукоснимающая
игла ловила не только вертикальные
вибрации, но и горизонтальные, а заодно
края канавки наклонились под углом
сорок пять градусов. Теперь вертикальные
неровности дорожки передавали правый
канал, а горизонтальные - левый. Виниловые
пластинки продолжали и дальше
совершенствовать – были даже попытки
выдавить из них квадрофоническое
звучание, а потом даже считывать
неровности лазером. Но все эти необычные
технологии не прижились, и виниловая
пластинка в течение десятков лет
сохраняет неизменный облик.
|